Консультации для воспитателей
Друзья природы.
Система работы педагогов МБДОУ N26 «Ласточка» по экологическому воспитанию дошкольников.
Автор: Денисова Надежда Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N26 «Ласточка» Нижегородская область, город Выкса.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Система экологического воспитания в ДОУ «Ласточка»
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности.
Чтобы такое воспитание осуществлять, коллектив ДОУ «Ласточка» поставил перед собой такие задачи:
1. Показать детям, что в природе все взаимосвязано;
2. Помочь понять им, для чего нужны природные связи; так как, зная эти связи, можно использовать природу разумно и бережно;
3. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования.

Повышение профессиональной квалификации педагогов
Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка, является профессиональная подготовка педагогов.
В нашем ДОУ внедрены в работу разнообразные формы повышения квалификации сотрудников: КВНы, конкурсы : «Огород на окне», конкурс на лучший дизайн групповых участков, конкурс экологических проектов, конкурс на лучшую кормушку для птиц .
Через консультации, семинары, практикумы воспитатели получают природоведческие, экологические знания, знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.
В этом учебном году итоги работы подводились на педсовете «Условия для внедрения в практику работы педагогов интегративного подхода при организации образовательного процесса в области «Познание» (Формирование целостной картины мира) . Тема «Взаимодействие человека с природой».
Консультация для педагогов по экологическому образованию дошкольников- презентация книг из серии «Чтение для души» (автор Т.Д. Жданова)

Выставка литературы на экологическую тему
Экологическое просвещение родителей.
Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.
Главные задачи, которые мы поставили перед родителями нашего ДОУ:
- поддерживать интерес детей к природе,
- поощрять их экологически грамотные поступки,
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,
- и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему, буклеты, памятки и др.), большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Нами были проведены совместные акции «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора на участках ДОУ), «Игрушки – фантазии из бросового материала» (поделки из бросового материала), «Мы – друзья природы» (конкурс экологического плаката) и другие.
Родители охотно участвуют в экологических конкурсах: «Выставка даров природы в группе», «Мусорная фантазия» в рамках проекта «Умный взгляд на мусор», конкурсы совместного творчества детей и родителей.

Акция «Птицы – наши друзья» (изготовление кормушек, обеспечение кормом).

Благодарственные письма семьям воспитанников за участие в совместных общесадовых проектах.
Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий : «Мой домашний питомец», «Семья и природа» и другие.
Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, в оформлении участков дошкольного учреждения.
Создание экологической развивающей среды.
Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды в дошкольном учреждении.
Среда в нашем дошкольном учреждении способствует :
- познавательному развитию ребенка
- эколого-эстетическому развитию
- оздоровлению ребенка
- формированию нравственных качеств
- формированию экологически грамотного поведения.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
В каждой возрастной группе имеется миницентр по экологии в соответствии с программой ДОУ и возрастом детей.
Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам.
Зона релаксации включает в себя разные по величине и видам комнатные растения, аквариум. Зона релаксации предназначена для отдыха детей и ухода за комнатными растениями и обитателями аквариума.
Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований.
Познавательные пирамиды: «Природа и мы», «Животные». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.
Центр воды и песка . Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.
Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений.
Экологизация различных видов детской деятельности в ДОУ.
Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми.
Поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива под руководством старшего воспитателя.
Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по экологии , Воспитатель по физической культуре включает в занятия упражнения-имитации повадок различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно - экологических праздников.
Большое внимание уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, в том числе на экологической тропинке, находящейся на территории детского сада.
Систематически проводится организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями.
В своей работе воспитатели постоянно используют дидактические игры с экологически содержанием.
Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление раздевальных в группах коллективными коллажами и многое другое.
В ДОУ постоянно оформляются выставки детского творчества на экологическую тему.


Расширяются и закрепляются экологические знания детей и в других видах деятельности.
«Сотрудничество детского сада с социумом»
В рамках экологического образования наш детский сад сотрудничает со следующими учреждениями: МБОУ СОШ N6, библиотекой «Отчий край»
По вопросам преемственности мы сотрудничаем со школой N6. В течение года проходят выступления детей начальных классов с концертами на экологическую и нравственную тематику. Старшеклассники помогают в работе на огороде и в цветнике.
Мы тесно сотрудничаем с библиотекой «Отчий край». Сотрудники библиотеки регулярно проводят мероприятия с детьми экологического характера (викторины, игры, конкурсы, знакомят с художественной и познавательной литературой о природе).
Проектная деятельность на экологическую тему.
Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.
Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.
Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. За последние несколько лет в нашем ДОУ были реализованы общесадовые проекты:
- «Мы – друзья природы» (2010г.)
- « Выставка «Дары природы» (2011г.)
- «Край любимый, край родной» (2012г.)
Нашими педагогами разработан ряд проектов «Природа вокруг нас», « Люблю березу русскую », «Волшебница – вода». По продолжительности проекты разные - от 1 месяца до года.
Акция «Умный взгляд на мусор»
Наше дошкольное учреждение принимало активное участие в городской акции «Умный взгляд на мусор». Данная акция проходила под девизом «Твори, делай, удивляй!»
Цель акции:
Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Педагогами были проведены беседы с детьми на тему взаимозависимости мира природы и деятельности человека.
Дети старшего дошкольного возраста приняли участие в развлечении «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!» (Музыкальный руководитель И.А.Конышева)
Воспитанники ДОУ и их родители приняли активное участие в конкурсе поделок из бросового материала. (На фото воспитатели: Н.Э.Заботкина и М.Н.Зайцева)
В группах организованы выставки «Игрушки-фантазии из бросового материала»
(Воспитатели : О.Н.Орлова и Н.Э.Заботкина)


В группах прошел конкурс «На самый оригинальный костюм из бросового материала»

Костюмы негритят(Воспитатели: М.Н.Зайцева и Л.В.Кудряшова)

Костюмы египетских фараонов (Воспитатель М.Н.Смирнова)

Костюм лесной Нимфы, Мухомора и Берестяного Человечка (Воспитатели: В.И.Федюнина и Т.И.Колобаева)

Костюм Снежинки и девочки Знайки (Воспитатель Н.С.Баландина)
В процессе проведения акции дети усвоили, как можно рационально и бережно относиться к окружаю-щему миру и как можно дать вторую жизнь предметам. Акция проходила в атмосфере творчества, фантазии и позитивных эмоций.
Таким образом, при взаимосвязи всех компонентов системы экологического воспитания детей в ДОУ достигаются наиболее эффективные результаты усвоения экологических знаний дошкольниками.